Александр Кулябин: «Спектакли должны быть востребованы здесь и сейчас»

Иногда думаешь, что театр «Красный факел» движется двумя путями, двумя режиссерами: главным — Александром Зыковым и очередным — Тимофеем Кулябиным, о чем и состоялся разговор нашего корреспондента с директором театра Александром Кулябиным.

— Вы уже 11 лет руководите «Красным факелом». А что было тогда первым впечатлением, когда Вы, руководивший частным театральным агентством «КАПИК» в Ижевске, приехали сюда руководить самым известным театром Сибири?

— Была очень сложная финансово-экономическая ситуация. Но тогда так было везде, как вы помните: после дефолта людям по полгода и больше не платили зарплату, было повальное охлаждение к театру, публика просто не шла — и ее можно было понять. А артистам выдавались в долг деньги на проезд — им просто не на что было ездить на репетиции. С другой стороны, я увидел потрясающую труппу — сильных артистов, работать с которыми было очень увлекательно, потому что помимо прекрасной школы у них был опыт работы с очень разными режиссерами, в самых разных стилистиках.

— Когда-то директор Театра на Таганке Николай Дупак сказал, что искусство директора — быть невидимым. А каким хотели бы видеть себя Вы — диктатором, дипломатом или кем-то еще?..

— Хотел бы себя видеть самим собой. Больше ничего.

— В Вашем театре главный режиссер — Александр Зыков и очередной — Тимофей Кулябин. Режиссеры разных поколений, школ. Как им работается друг с другом?

— Легко! Им хорошо работается вместе по одной простой причине: они дополняют друг друга — опыт, взвешенность и молодость, дерзость. Много положительного берет Тимофей от Александра Марковича как старшего, более мудрого коллеги, и, в свою очередь, Александру Марковичу не дают успокоиться тот драйв, та увлеченность, которую привносит Тимофей. Очень хороший тандем. Я думаю, что он — один из залогов успеха нашего театра.

— Самыми значительными постановками двух последних сезонов, по моему мнению, стали «Маскарад» Михаила Лермонтова и «Поминальная молитва» Григория Горина. В них параллельно с нашими актерами главные роли играют столичные: Александр Балуев и Семен Фурман. Это из-за коммерциализации этих постановок? Театр что-то зарабатывает на этих именах?

— Эти спектакли успешны и востребованы, но, конечно, они не создавались как бизнес-проекты для извлечения максимальной прибыли. Для этого есть более простые и проверенные пути — популярные комедии, скажем. Иллюзия коммерциализации появляется тут, потому что цены на спектакли с привлечением столичных звезд несколько выше, чем на наших актеров. Но это закономерно: мы должны покрывать расходы на гонорары звезд и на авиаперелеты. А задачи в спектаклях, которые вы назвали, ставились другие — в первую очередь, сложнейшие художественные задачи. И именно этой сложностью продиктованы приглашения. Вообще, если вы посмотрите на эту проблему шире, то заметите: у «Красного факела» сейчас целый ряд проектов с привлечением «чужих» артистов. На Балуева и Фурмана вы обратили внимание в первую очередь, потому что это медийные лица. Но помимо этого у нас уже давно играют актеры и из других нестоличных театров, играет Евгений Важенин из «Глобуса», Виталий Гудков из «Первого театра», Валерий Чумичев — ныне директор театра «На Левом Берегу». А в Москве в любом крупном театре вообще большинство участников всех спектаклей составляют артисты приглашенные, там такая «миграция» давно стала обыденной практикой. И это не прихоть. Это требование политики современного театра, для которого нет ничего невозможного и приблизительного. Скажем, простой пример: у театра есть прекрасный режиссер, у которого есть интересный замысел спектакля «Гамлет», есть сильная ансамб-левая труппа, есть средства на постановку, есть интерес зрителя сегодня именно к этому названию, но нет самого основного — актера на роль Гамлета, каким его видит режиссер. Что делать? Можно не брать эту пьесу, можно назначить на роль «приблизительно подходящего» Гамлета. А можно просто пригласить нужного актера. В современном развивающемся театре с серьезными творческими амбициями уже нет резона ограничиваться только его собственными внутренними ресурсами. Приглашаем же мы все время разных режиссеров и художников? И если мы в «Красном факеле» строим сегодня «бескомпромиссный театр» — а к этому я стремлюсь — вся Россия должна становиться для нас полем выбора творческих сил. И если приглашение Александра Балуева на роль Арбенина в прошлом году выглядело нашим разовым экспериментом, то после «Поминальной молитвы» можно говорить о системе проектов с постоянным участием звезд. Это не только дает любопытный художест-венный результат, это еще и своеобразный тренинг для труппы, «свежая кровь», новые впечатления, которые бодрят и подтягивают всех в театре и, конечно, это интригует зрителей. В нашем случае зрителям «Красного факела» интересно сейчас сравнивать — как играет в «Маскараде» Балуев, и как Белозеров? Какой Тевье у Фурмана, а какой у Новикова? И артистам тоже интересно.

— В этом (уже прошлом) сезоне театр покинули хорошие актеры: Максим Битюков и Лаврентий Сорокин. В «Глобусе» играет «на разовых» Константин Колесник. Может быть, это от творческого «голода» в «Красном факеле»?

— Это опять же процесс взаимопроникновения трупп. Я только рад, что наших артистов приглашают играть ключевые роли в другие театры — это лишний раз подтверждает их потенциал и уровень. А для ухода каждый имел собственные причины. Артист ищет, где ему лучше, интереснее, это нормально. Ротация кадров была в нашем деле всегда. Если брать модель немецкого театра, там вообще есть жесткий закон, по которому актер должен работать в одном театре не более 5 лет. Это препятствует застою творческих сил — идет постоянное омоложение, приток свежих сил, идей, индивидуальностей.

— А к Вам приходят работать актеры из других трупп? На разовые спектакли или постоянно?

— Конечно. Многие из тех, кто сегодня составляет костяк труппы, были приглашены в нее как раз в последние 5—10 лет: Константин Телегин, Елена Жданова, Сергей Новиков, Павел Поляков. В новом сезоне мы также ждем очень интересное пополнение в труппу.

— Вам не кажется, что труппа театра очень «раздута»?

— Не кажется. Сейчас у нас 38 актеров. Не скажу, что это идеальная комплектация труппы с точностью до единицы. Но по количеству это даже некоторый «недобор» для академической труппы, в которой должно быть не менее 40 человек. Но мы компенсируем его за счет возможности приглашать актеров на отдельные постановки. К тому же не каждый город может похвастаться собственным театральным институтом. Если у нас есть массовые сцены, мы с удовольствием приглашаем студентов, которые всегда нуждаются в практике работы на сцене реального театра. И заодно присматриваем себе таким образом новых артистов.

— Какой Вы видите репертуарную политику «Красного факела» в дальнейшем? На что будет основной упор? На русскую или зарубежную классику, на современный репертуар — российский или европейско-американский? Каковы Ваши личные предпочтения?

— Спектакли должны ставиться такие, которые востребованы здесь и сейчас. Чтобы зритель ощущал, что разговор театра с ним актуален. А драматургия может быть любой — и русская классика, и авангардная зарубежная драматургия.
Если зритель на спектакле думает, что он мог видеть это в таком же виде 10—15 лет назад, — это неудача театра. Мы стремимся делать современные спектакли, но не всегда это удается.
Сейчас в ближайших планах — новый спектакль Тимофея Кулябина «Онегин» — авторское высказывание на темы пушкинского романа, которым мы откроем новый сезон на большой сцене 22 сентября. Это будет хрестоматийный материал, который вдруг поместили в очень неожиданные декорации Олега Головко и прочитали как будто в первый раз. В роли Онегина — Павел Поляков.
Главный режиссер театра Александр Зыков репетирует комедию А. Герни «Сильвия». В главных ролях — замечательная новосибирская актриса Светлана Галкина, а также Сергей Новиков и Татьяна Классина. А в декабре петербургский режиссер Дмитрий Егоров, обладатель Молодежной премии «Триумф» и диплома за лучшую режиссуру Театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит», представит «Историю города Глупова» по М. Салтыкову-Щедрину.
«Красный факел» всегда был и будет сориентирован на зрителя — то есть на общечеловеческие темы и ценности.

Послесловие

Часто думаешь, что театр движется двумя путями. Один режиссер играет с формой и доставляет зрителю эстетическое удовольствие. Другой — исследует человеческие переживания, они нравственны и эмоциональны, но совершенно бесформенны (не будем обозначать фамилий). То есть режиссеры и лепят форму, выхолащивая из нее человечес-кие чувства, и сосредоточены на эмоциях, но не заботятся о форме. На мой взгляд, «Маскарад» Тимофея Кулябина и «Поминальная молитва» Александра Зыкова — редчайший образец театра, в котором одно не противостоит другому. В чрезвычайно условную яркую театральную форму вложены мысли и настроения пьес как Ю. Лермонтова, так и Г. Горина. Бывает так, что интереснее самого спектакля — загадки режиссерского личностного сознания, импульсы, которые заставляют выбирать то или иное произведение для сцены, мотивы, которыми руководствуется театр, когда берет к постановке очередную пьесу или инсценировку. Обращение к классике еще относительно недавно — пару десятилетий назад — означало обращение к системе традиционных ценностей, разумеется, пропущенных сквозь призму идеологии, или, наоборот, обогащенных энергией протеста. Нынче, после тихих похорон постмодернизма, режиссеры вовсю пользуются его наследством (игра со знаками культуры, эклектизм, «размыкание цепей» идеологических систем и художественных стилей, маргинальное смешение «всего во всем»), а театр на законных правах интерпретатора делает это с особенным азартом. Но интерпретация, режиссерское решение, идея, текст приобретают всегда главное значение. Это тенденция не новая, а для театра «Красный факел» — всегда свежая. И другого пути тут нет. Пока еще не найден. Вот когда найдут, тогда будем говорить о другом.


Андрей Журавлев, «Совет директоров Сибири» № 9 (72), 2011 1 сентября 2011