Два лика Тевье

В ТЕАТРЕ «Красный факел» со дня на день ожидается премьера спектакля «Поминальная молитва» по одноименной пьесе Григория Горина. «Вечный сюжет в двух действиях» в постановке главного режиссера театра Александра Зыкова имеет статус главной премьеры сезона, а заодно и продолжает серию постановок с участием известных столичных актеров. Премьера назначена 24, 25, 26 марта. Главную роль Тевье-молочника в краснофакельской «Поминальной молитве» исполняют заслуженный артист России Сергей Новиков (Новосибирск) и популярный артист театра и кино Семен Фурман (Санкт-Петербург). О двух ликах одного Тевье и необходимости реинтерпретации легендарной пьесы постановочная группа спектакля рассказала на предваряющей премьерные показы пресс-конференции.

Пьеса «Поминальная молитва» создана замечательным современным драматургом Григорием Гориным на основе классической прозы Шолома-Алейхема в 1989 году. В центре событий — история, произошедшая в начале прошлого века в местечке Анатовка, где бок о бок проживают русские, евреи и украинцы. Молочник Тевье, философ и балагур, выдает замуж своих дочерей и, конечно, мечтает об их счастье. Но дочери поступают не так, как хотелось бы отцу: старшая выходит за бедняка, средняя — за революционера, младшая — за православного. А вскоре начинаются погромы, и евреев из Анатовки выселяют.

Более двадцати лет история Тевье-молочника и его непутевых родственников триумфально шествует по сценическим площадкам России. В разное время на гастролях в Новосибирске побывали иркутская, томская и екатеринбургская версии «Поминальной молитвы». Новосибирской интерпретации «вечного сюжета» до сих пор в столице Сибири не было. Режиссер спектакля Александр Зыков мотивирует выбор пьесы для постановки исключительно своими вкусовыми предпочтениями: «Вопрос, почему я решил ставить «Поминальную молитву», — трудный. А ответ простой: мне очень нравится это произведение. А когда произведение нравится, режиссеру непременно хочется его поставить».

Директор театра «Красный факел» Александр Кулябин вводит главную премьеру нынешнего сезона в театрально-исторический контекст: «Поминальная молитва» — очень популярный текст. В Томской драме пьеса Горина, к примеру, идет уже двадцать лет. В Иркутске шла столько же и была снята только в связи с болезнью исполнителя главной роли. В Новосибирске своей «Поминальной молитвы» никогда не было. Мы решили отдать долг этой удивительной и прекрасной пьесе. Приглашение на главную роль звезды из Санкт-Петербурга — расширение театральных границ. Театру нужна свежая кровь. Если в театре не будет происходить нечто, театр умрет».

На главную роль в новом спектакле Александра Зыкова назначены артисты разного амплуа — свой, краснофакельский, «актер с больным сердцем» Сергей Новиков («Сначала нужно понять роль головой, потом пропустить через душу, сердце и начать от сердца по кусочкам отщипывать, чтобы зрителям было интересно», — говорит Сергей Новиков) и приглашенный из Санкт-Петербурга «обаятельный негодяй» Семен Фурман («Что я негодяй, я знаю давно, — признается господин Фурман. — А вот то, что обаятельный, — слышу впервые»).

Режиссера такой разновекторный подход к пьесе ничуть не смущает: «Конечно, перед нами актеры разной психофизики, разного человеческого типа и разного амплуа, но у них есть все для того, чтобы сыграть роль человека, вокруг которого крутится мир. Семена Фурмана я, в отличие от большинства зрителей, видел не только в кино, но и на сцене. Он блистательный комик. Он — клоун в хорошем смысле, а когда клоун плачет, это трогает. Именно так мы добиваемся нужного результата. А начался наш диалог с того, что Семен Александрович сказал мне однажды: «Меня все время приглашают на мои роли, а я хочу сыграть не свою роль». Мне оставалось только позвонить ему и уверить: «Твоя мечта сбылась». С Сергеем Новиковым ситуация другая. Он блистательно играет в комедиях, хотя чаще всего мы видим его в драматических ролях. Он не клоун, но тонко чувствующий человек. Для роли Тевье-молочника это крайне важно. В итоге получатся два совершенно разных спектакля».

Исполнители главной роли с режиссером не спорят. Для каждого из них Тевье-молочник отнюдь не проходная роль, но до премьеры и Новиков, и Фурман о своем герое предпочитают не распространяться. «Моего Тевье пока еще нет. Он появится только после премьеры — спектакле на десятом, — рассказывает питерский актер Семен Фурман. — Играть еврея в кино несложно. Там ты играешь не характер, а национальность. Для этого достаточно надеть жилетку, ссутулиться, прищуриться и говорить с чудовищным акцентом. В театре сыграть одну национальность мало. Роль Тевье создается мучительно. Во-первых, я индивидуалист, и мне всегда тяжело работать с другими актерами.

ПИТЕРСКИЕ они или новосибирские — не важно. Во-вторых, как всегда выясняется, что пьеса, которую мы играем, совершенно отличается от того, что я прочитал. Для меня пьеса ничто. Она ничего не значит, пока из нее не сделаешь спектакль».

«Работать над ролью Тевье интересно и трудно, — комментирует в свою очередь новосибирский артист Сергей Новиков. — И это не проблема органики. Если ты актер, ты a priori должен быть органичен. Мне хочется сыграть человека в его взаимоотношениях с другими людьми. Исследовать скорбь и несчастья, которые обрушились на моего героя. Это вопрос жизненных обстоятельств, а не национальности».

Работая над главной премьерой сезона, режиссер спектакля Александр Зыков не стремится проявить себя новатором. Постановщика интересует попытка максимально полно отразить написанное Гориным и Шоломом-Алейхемом: «Пьеса «Поминальная молитва» по своей природе полифонична, и одним месседжем не обойтись. Здесь поднимается много тем и много проблем. И все они, что называется, вечные: любовь, семья, толерантность, религия».

Дополнят «вечный сюжет» сценография Ирины Долговой, оригинальная хореография Николая Реутова, фотопроект, составленный из семейных фотографий 1900–1920-х годов, и еврейские народные мелодии. Живой оркестр разместится прямо на сцене и превратится в отдельное действующее лицо спектакля, насыщенного массовыми сценами, вокальными и танцевальными номерами.


Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь» № 12 (347) от 25 марта 2011 г. 25 марта 2011