Светлый праздник «Маски»

НОВОСИБИРСКИЕ театры давно стали завсегдатаями фестиваля, ежегодно демонстрирующего лучшие российские спектакли. Безусловным лидером «масочного» движения является НГАТОиБ.

В этом году фортуна в лице экспертных советов «Золотой маски» улыбнулась двум коллективам — вновь оперному и «Красному факелу». Абсолютной сенсацией воспринимался тот факт, что на соискание премии выдвинуты сразу две работы самого молодого режиссера Сибири Тимофея Кулябина — опера «Князь Игорь», его дебют в музыкальном искусстве и шекспировский «Макбет», жанр которого постановщик определил как легенду в трех частях. Фурор произвели, и два одноактных балета, показанных на сцене Большого театра России: «Не все ли равно?» в хореографии Джорджа Баланчина на музыку Джорджа Гершвина и «Бессмертие в любви» Филипа Гласса.

Имена Игоря Зеленского и Анны Жаровой хорошо знакомы столичным критикам, а на этот раз они заговорили об особой новосибирской школе балета, способной дать фору столичным. «Князь Игорь» с его монументальными декорациями и огромным количеством исполнителей в Москву решили не возить, жюри оценило оперу на родной сцене, что, на самом деле, очень хорошо. Если честно, побывав на многих гастролях, я сделала вывод: на чужой сцене никогда не удается представить спектакли без каких-либо потерь, так, как их замыслили создатели. Актерские работы иногда, вопреки волнению, за счет внутренних ресурсов, напряжения душевных сил бывают ярче, а все, что касается сценического оформления, света и звука, обычно выглядит бледнее, чем дома. Однако именно гастроли проверяют коллектив на прочность, на «чувство локтя» и творческую доблесть. Забегая вперед, скажу, что эту своеобразную проверку краснофакельцы выдержали с честью.

Старейший театр города, вчера отметивший 90-летие, принял участие в 5 из 16 фестивалей «Золотая маска» — исключительная редкость, поскольку провинциальные драмтеатры в списках номинантов упоминаются гораздо реже, чем московские и питерские. Традиционно именно в драме, а не в разделах музыкальных театров, складывается максимальная конкуренция.

Напомню, что ранее в рамках «Маски» показывались «Зойкина квартира» Булгакова, «Три сестры» Чехова и «Ивонна, принцесса Бургундская» Гомбровича — постановки Олега Рыбкина. В трудный для «Красного факела» период реконструкции вывозился мольеровский «Тартюф» в постановке Андрея Прикотенко. И наконец, 6 апреля сыграли «Макбета», упомянутого сразу в трех номинациях: «спектакль большой формы», «мужская роль», «работа режиссера». Режиссеру Кулябину не позавидуешь, причем не потому, что у него сразу 16 именитых соперников — ведущих мастеров страны, таких как Юрий Погребничко, Сергей Женовач, Евгений Каменькович из «Мастерской Петра Фоменко», Константин Богомолов из «Табакерки» и другие. В их числе Валерий Фокин — худрук Александринского театра и Римас Туминас — лидер Вахтанговского. Как раз о соревновательности Тимофей думал в последнюю очередь. Он приехал в Москву из Ярославля, где сейчас выпускает премьеру «Кармен» по новелле Проспера Мериме, уже в переутомленном состоянии, похудевший и бледный. И три дня практически не выходил из Театра имени Маяковского, где предстояло сыграть «Макбета».

Только разгрузка пяти тонн декораций заняла 8 часов, а затем еще дольше конструкции втискивали в тесноватое сценическое пространство. К тому же световую партитуру пришлось заново переделывать, менять, как и звуковую. «Маяковка» однозначно оборудована и механизирована гораздо хуже «Красного факела», зато технический персонал оказался отзывчивым — их монтировщики охотно, без лишних просьб помогали нашим. Чего не скажешь о «звездах» труппы. Далеко не все из них согласились на время уступить свои гримуборные сибирякам. В частности, наглухо закрыта была комната под номером 72, которую занимают Евгения Симонова, ее дочь Зоя Кайдановская, Анна Ардова («Одна за всех») и Ольга Прокофьева («Моя прекрасная няня»). А, например, Даниил Спиваковский с легкостью уступил свою комнату шестерым танцовщикам, и они шутили, что гримируясь облучаются его талантом.

Впрочем, театр Маяковского и комфорт в принципе вещи несовместные: гримерки расположены на верхних этажах, актеры в ходе многочасовой репетиции и спектакля переодеваясь не одну сотню раз преодолели крутые лестницы. И совсем не успели насладиться прелестью московской весны: на улице было +16, в безоблачных небесах ликовало солнце, травка на газонах вылезла, почки на деревьях готовились лопнуть. Погоде радовалась я «одна за всех», наблюдая зрительское паломничество у входа. Мне посчастливилось все пять раз посещать «Маску» с «Факелом», потому могу со всей ответственностью заявить, что проблемы с освоением чужой сцены возникали всегда, а вот публика в этом апреле была совсем иной. Обычно на спектакли «сибирского МХАТа» стремились попасть бывшие новосибирцы и преимущественно люди почтенного возраста, в памяти которых отпечаталась прежняя высокая репутация нашего театра. Теперь преобладало «племя молодое, незнакомое», судя по стилю одежды и лицам, преимущественно интеллигенция и офисные «белые воротнички». Все парковки близ Большой Никитской, где расположен театр, были битком забиты. Может, оттого, что «Маяковку» от РАТИ (бывшего ГИТИСа) отделяет не более 100 метров, галерку заполнили студенты и педагоги Академии театрального искусства. Но один из них — Олег Львович Кудряшов, мастер режиссерского курса, обучавший Тимофея Кулябина, пришел явно не случайно.

— Прошу вас, не называйте его «молодым режиссером», молодость свойственна любому настоящему режиссеру вне зависимости от физического возраста. Петр Фоменко, например, молод, — сказал мне Кудряшов. — Никогда не хвалите Тимофея, он в том не нуждается. Я, конечно, и в пору его студенчества про себя отмечал, что Кулябин — один из самых талантливых моих учеников, но вслух не произносил. Он наделен отменным литературным и музыкальным вкусом, прекрасно владеет формой и одержим поисками. То, что мы увидели на фестивале, едва ли сотая доля достижений, успеха, который у него, безусловно, впереди.

Студенты не были столь взыскательны и категоричны. В антрактах они наперебой обсуждали режиссерские находки и хвалили актеров. Максимум симпатий от молодого поколения труппы театра имени Маяковского, почти в полном составе явившегося на показ, досталось Игорю Белозерову — народному артисту РФ, самому молодому исполнителю роли короля Дункана за всю историю воплощений «Макбета».

— Меня потрясла Елена Жданова — леди Макдуфф, растрогавшая меня до слез, — поделилась впечатлением актриса Наталья Палагушкина. — Вроде роль не главная, но она играет так точно и проникновенно, что за несколько минут в третьем акте успевает поведать о своей судьбе своего персонажа. Я считаю, трагическая развязка усилена ее образом.

Другая молодая актриса «Маяковки» Мария Болтнева выросла за кулисами «Красного факела». Дочь известнейшего киноактера Андрея Болтнева и Натальи Мазец приехала на спектакль прямо со съемочной площадки — она занята в третьем сезоне «Глухаря». Оказалась благодарнейшим зрителем:

— Я волновалась «за наших» не меньше, чем когда сама играю, — сказала Маша. — Конечно, труппа изменилась, появилось много новых актеров с интересными индивидуальностями. А те, кого я знала раньше, очень выросли профессионально, особенно Миша Михайлов. По-моему, крупно повезло студентам театрального института — в 18 лет выступать на академической сцене, в таком значительном проекте, да еще приехать на «Маску» — огромная удача. Мне и не снилось...

Естественно, посетила «Макбета» Мария Ревякина — генеральный директор «Золотой маски», экс-директор «Глобуса». Кстати, ее личности посвящена статья в последнем номере журнала Forbes-woman, с чем я и поздравила Марию Евсеевну.

— Разве это важно? — отмахнулась она. — Представьте, я уже почти 10 лет живу в Москве, а при слове «Новосибирск» сердце екает. Очень рада за «Факел», за артистов, руководство театра — большие молодцы, обеспечили высочайший организационный уровень показа. И наполняемость зала на 1 100 мест у вас просто образцово-показательная. Для меня это дороже «Форбса»!

А для меня дорогого стоил сам факт, что на наш спектакль пришел профессор, искусствовед Алексей Бартошевич — ведущий шекспировед страны, автор массы исследовательских статей и нескольких монографий. Конечно, кинулась к нему, как к родному, но не добилась откровений.

— Я не готов выдать экспресс-мнение. Любые скороспелые, поспешные оценки неправомерны, «Макбет» Кулябина достоин подробного, детального разбора и осмысления, чем я непременно займусь, — пообещал он. — Претензии есть, но очевидно, что режиссер грамотен и изобретателен.

Еще бессмысленнее было выспрашивать мнения у членов жюри под председательством Анатолия Смелянского — ректора Школы-студии МХАТ, «правой руки» Олега Табакова. Жюри по статусу положено хранить гордое молчание вплоть до объявления итогов на церемонии награждения, которая состоится сегодня вечером.

— Очень хороший признак, если спектакль обругают, — заверила меня многоопытная Ольга Никифорова, «правая рука» Бориса Мездрича, известный либреттист и культуртрегер, организатор Омского международного форума. Несколько лет, когда главрежем был Рыбкин, она работала завлитом «Красного факела» и сохранила к нему теплые чувства, высказанные на фуршете.

Прибыл и Олег Рыбкин, на поклонах под длительные аплодисменты, сопровождавшиеся бисированием и бравированием, вручивший огромный букет и расцеловавший свою любимую актрису Викторию Левченко. Только после поклонов актеры, осыпанные цветами, и позволили себе расслабиться. К фуршету они не наряжались, многие даже грим не смыли, но общались бурно и радостно, как люди, испытавшие удовлетворение от результата. Один Тимофей Кулябин не расслаблялся, к еде не прикоснулся и не чокался фужерами, а сразу после показа умчался в Ярославль, к своей вожделенной Карменсите. Кстати, ее сыграет Александра Чилин-Гири, актриса с незаурядной, экзотической внешностью и ярким темпераментом, так что режиссера можно понять.

Пожалуй, ответственнее всех отнесся к показу Константин Телегин — исполнитель заглавной роли, номинированный в разделе «мужская роль» наряду с народным артистом РФ Евгением Мироновым за «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса (какие чудеса перевоплощений выдал Миронов в этом спектакле, новосибирцы видели в ходе Рождественского фестиваля в декабре). Телегин не пил и не ел все время до показа, ограничивал общение, старался сосредоточиться, но обещал, что на фуршете «возьмет свое». Ничего подобного!.. На фуршете он тоже голодая вздохнул: «Скорей бы домой. Слава Богу, у меня завтра «Маскарад». Примерно то же самое выдали и завпост Анатолий Кошкарев, и предводитель монтировщиков Андрей Носенко, не спавшие все три счастливых дня в Москве: «Макбет» — это мелочи, всего пять тонн декораций и реквизита, вот «Маскарад» — это мощь, там 8 тонн и больше 100 костюмов!»


Ирина Ульянина, «Молодая Сибирь — Новая Сибирь» № 14 (901) 16 апреля 2010 г. 16 апреля 2010