Неистовый Онегин и влюбленная Рахель

«Не такой уж и пустяк» можно считать примером умной комедии, которая говорит о сложных вещах легко и просто. Очень удобная и милосердная вещь. Герои комедии — занятные чудаки, симпатичные неудачники. Невеста за сорок, ее непутевый братец, неуживчивый квартирный хозяин и жених — профессиональный сменщик профессий. Говорить вслух об ожидании любви или поисках смысла они уже не дерзают, достаточно было бы простого человеческого тепла и благополучия. Действие происходит в Англии в 1967 году, в спектакле звучит музыка The Beatles.

На сцене всего четыре действующих лица, которым предстоит разыграть как по нотам мастерски написанную пьесу Йосефа Бар-Йосефа, в которой за мнимой простотой скрывается тонко выверенное мастерство. Хрестоматийные шутки и тонкий юмор, воспоминания о войне и горькая исповедь, неспешное развитие действия и мощная кульминация — все на месте, все работает. Наверное, именно поэтому пьеса удивительно сценична. Недаром она часто ставится, в том числе в российских театрах — многие помнят постановку «Современника» с Лией Ахеджаковой и Валентином Гафтом.

Ложь как милость

Однако режиссер краснофакельской премьеры, народный артист России Александр Зыков пошел своим путем. Усилив комедийные моменты до фарсовых, почти цирковых мизансцен, он умело миновал опасности низвести историю до уровня банального анекдота. И сохранил для зрителя возможность восхищаться способностью человека прощать недостатки себе и другим, умением обмануть или обмануться во благо, неистребимым стремлением надеяться на светлое будущее и смотреть на звезды.

«Пьеса называется в оригинале „Трудные люди“ — и это точное название. Они действительно трудные, потому что им, как и нам всем по большому счету, трудно принимать другого и смирять себя. Трудно было и нам — создателям спектакля — смирить свои творческие амбиции, свое желание и умение очень глубоко копать материал. Любой актер и режиссер хочет глубины темы и образа. Но мы поняли, что докапываться до самых шахтеров здесь не нужно. Достаточно уровня человеческих отношений, простых переживаний, понятных абсолютно каждому», — рассказал Александр Зыков.

По его словам, выбранное для спектакля название «Не такой уж и пустяк» не случайно — оно, что называется, с двойным дном. «Хотелось, чтобы по форме это был именно „пустяк“, простая, незатейливая, почти анекдотическая история, которую нам нужно разыграть забавно, весело, подчеркнуто нелепо, чтобы избежать менторства, назидания, чтобы зритель получил от этой истории прежде всего удовольствие, — рассуждает режиссер. — Но на самом деле, если хорошо подумать, это все никакой, конечно, не пустяк. Это история о людях, настоящая, близкая каждому».

Show must go on

В роли Рахели на сцену вышла заслуженная артистка России Елена Жданова — это ее первая крупная роль после долгого перерыва в связи с рождением ребенка. И она справилась с ней отлично. Сначала она прозябает в тени мужчин, которые предъявляют массу нелепых требований. Но потом она буквально восстает, бунтует против нелепости сложившейся ситуации, раскрывается во все своей гневной красоте и силе. И конечно, влюбляет в себя всех сразу.

Мужское окружение героини составили любимые новосибирские актеры: заслуженные артисты России Владимир Лемешонок, Сергей Новиков, Андрей Черных, актер Константин Телегин. В разных составах Новиков и Лемешонок по очереди играют незадачливого жениха и ревнивого соседа, а роль брата исполняют Телегин и Черных. Театралам будет интересно увидеть разные варианты..."

Анна Огородникова,
«Континент Сибирь»

Яндекс.Метрика