Из Сибири с театром

В первый вечер зрителям представили «Поминальную молитву» Г. Горина по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Ход вполне оправданный: чем, если не спектаклем, главную роль в котором играет любимый питерской публикой Семён Фурман, открывать гастроли в Петербурге? Собственно, постановка больше напоминает бенефис артиста: Фурман своей мощной энергетикой притягивает к себе всё внимание зрительного зала. Отношения остальных героев уходят на второй план, когда Тевье Фурмана появляется на сцене.

Сам спектакль решён в оптимистическом тоне. Есть деревенька, где живут представители разной национальности и вероисповедания: евреи и православные. На сцене — всего один деревянный дом, точнее, стена его с множеством окошек и дверок, которую Тевье, поднатужившись, может развернуть фасадом или внутренней частью. Этому всеобщему дому выпадает на долю повидать разное: и уход дочерей Тевье навстречу собственному счастью, и смерть жены молочника — рассудительной и любящей Голды (Г. Алехина), и погромы, и, наконец, невольный уход всей еврейской части населения. Но в спектакле А. Зыкова нет места трагедии. Острослов Тевье бывает суров, но он не злоблив и не мстителен, поэтому любая печаль рано или поздно сменяется для него если не радостью, то ироничным смирением. И он с семьёй покидают деревню с улыбкой.

Иное отношение к жизни показано в спектакле питерского режиссёра Дмитрия Егорова «История города Глупова» по роману М. Салтыкова-Щедрина. Летопись выдуманного городка, в котором постоянно меняются градоначальники, режиссёр сильно сократил. В спектакле градоначальников всего шесть. Но даже на этих шестерых жителям города не повезло.

Место главного городского правителя последовательно занимают Брудастый (А. и Ю. Дроздов), с хитроумной машинкой в голове, до крайности религиозный Фердыщенко (С. Новиков), милитарист Бородавкин (О. Майборода), безмерно страстный Микаладзе (А. Поляков), Грустилов (И. Белозёров), который прекратил городишко в притон и Угрюм-Бурчеев (К. Телегин), стёрший Глупов с лица земли.

Встреча нового градоначальника отрепетирована и обыденна: жители, выходя на потрёпанную площадь со странным деревянным строением, кое-как держат в руках рваные плакаты «Добро» и «Пожаловать», заученно предлагают каравай, и «с чуйством» пропевают «Боже, царя храни», держа икону как попало. Режиссёр лишает их права голоса: в спектакле звучит всего несколько реплик. Но им и не нужен голос, чтобы народу быть безучастными, правителям — творить всё, что заблагорассудится. Лишь чистый детский голос доносится откуда-то из колонок, рассказывая о прибытии очередного представителя власти. Но ребёнок, как и жители городка, не понимает, что это значит. Для них — покорных чужой воле, спокойно принимающим новые, даже самые безумные порядки, появления Угрюм-Бурчеева неизбежно. Он единственный спрашивает лишь: «Зачем?». А ответа на этот вопрос не существует.

«Гедда Габлер» режиссёра Тимофея Кулябина, известного в Петербурге по недавней премьере «Шинели» в Приюте Комедианта, полностью решена в современном ключе. Герои Г. Ибсена перемещены режиссёром в реалии XXI века, со всеми его удобствами: квартирой, оформленной в стиле хай-тек, огромным количеством всевозможной техники, просторной ванной и лифтом, установленным прямо в квартире. Йорган Тесман с женой живут в мире шика и богатств, который мускулистая и стремительная Гедда Д. Емельяновой, ненавидит. Глубокая, но немотивированная неудовлетворённость жизнью — один из главных мотивов спектакля. Гедда в спектакле Кулябина провоцирует своё окружение, пытаясь извлечь из них какую-то искренность. Фру Теа (В. Кручинина), застенчивая девушка, показывает своё истинное лицо — эгоистки, желающей власти над Левборгом. Она провоцирует и Левборга (П. Поляков), от чего тихий гений возвращается к своей прежней жизни, с безумными кутежами. Теа повержена, Левборг застрелился. Но такой исход Гедду не устраивает, и в ванной она следует примеру Левборга. А по плазменным панелям, развешанным по сцене, показывают апокалиптические кадры из фильма «Меланхолия» Ларса Фон Триера, где планета Меланхолия вбирает в себя Землю, уничтожая её. В спектакле такой планетой стало сытая бесчувственность.

Удивительно, но в комедии В. Бочанова «Сильвестр» (реж. Андрей Прикотенко, Павел Южаков) мир тоже ждёт крушение. Красочная сказка для взрослых про дурачка-Сильвестра (К. Телегин), нечаянно выигравшего войну, и спрятанного от посторонних глаз в темницу, оборачивается трагедией целой страны. Когда в прогнившем похуже Датского королевстве появляется наивный и честный человек, дурачок, всё всегда идёт наперекосяк. Жители разбегаются кто куда, поговорив с ним. Красавица Королева (И. Кривонос) убегает в монастырь, нагловатый Страж (А. Черных) уходит разбойничать, а единственный человек, который пытается контролировать власть в королевстве, хромающий Граф с покалеченным глазом (П. Поляков), собирается заниматься виноделием. И вот тут-то мир и раскалывается в прямом смысле слова: проекцией разбитого стекла за спиной Графа. Потому что когда хороший (а, несмотря на жёсткость героя, Поляков наделяет его очень редким для представителя власти качествами — совестью перед собой и людьми) властитель снимает с себя груз ответственности и уходит искать гармонию в себе — это всегда грозит крушением лживого и аляповатого сказочного мира.

В хореографическом спектакле «Без слов» тема апокалипсиса и прочих масштабных изменений отсутствует. Зато почти три часа сценического времени отданы Любви. Спектакль — эксперимент театра, построенный исключительно пластически. Восемь героев, женщины и мужчины, общаются только с помощью движений. И это общение говорит о чувствах больше, чем множество слов.

Спектакль разделён на четыре части. В начале актёры в белых костюмях и платьях появляются едва ли не мистическим образом из чёрной стены, эффектно контрастируя на ее фоне. Они танцуют первую ипостась любви — робкую, застенчивую и невинную. Меняя цвет одежды (всего таких перемен три: белый, жёлтый, красный, чёрный) актёры и любовь показывают разную: эгоизм, страсть, жертвенность, безответное чувство — драматические актёры с одинаковым мастерством танцуют всё. Чувственно, красиво, бессловесно.

Завершились гастроли спектаклем «Только для женщин!!!». История о команде беззаботных металлургов, решивших показывать мужской стриптиз, обошла подмостки многих российских театров. Новосибирск не стал исключением. О спектакле есть, что сказать, но не хочется. Он по-своему очарователен, трогателен, гомерически смешон. Предсказуемый сюжет не помешал ни актёрами, ни режиссёру (Владимир Золотарь) сделать яркий, интерактивный и смешной спектакль. Для тех, кто ходит в театр отдохнуть от суровых жизненных реалий — такая постановка настоящий подарок.

Карина Лемонова,
VASHDOSUG.RU (Санкт-Петербург), 19 июня 2012

Яндекс.Метрика