«А чё я такой обыкновенный?»

Два театральных коллектива поменялись сценическими площадками. На сцене Омской драмы идут гастроли новосибирского театра «Красный факел».

Очень важно правильно начать. То есть выбор первого спектакля, которым открываются гастроли — это стратегическое решение. «Красный факел» открыл гастроли спектаклем «Продавец дождя» по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша.

Именно первый спектакль создает то самое первое впечатление. Чем откроешься, такую молву о себе и пустишь. А зрительское сарафанное радио или, если хотите, партизанский маркетинг (и его частное проявление в театральном пиаре) — это самый мощный двигатель торговли (продвижения). И не только в провинции, хоть мы себя таковой гордо не считаем, но и в столицах (опыт гастролей Омской драмы в Питере был именно таким и является доказательством правильности моего утверждения). «Красный факел» открылся «правильно» — зритель аплодировал стоя, долго не отпускал актеров, и по теплому приему было видно, что «Факел» приняли. И в этот момент мне пришло на ум название для статьи. Обыкновенный театр с обыкновенным спектаклем — но как хорошо!

Но сначала — о сомнениях.

Главный режиссер театра Александр Зыков обратился к пьесе Нэша в 2009 году. До этого пьеса активно ставилась в совдеповский период всеми театрами страны. Американская драматургия проникала в советский репертуар с трудом, поэтому за «разрешённое» хватались. И вот почему — в ней была «лазейка», тот самый эзопов язык и скрытый смысл, который намекал на свободу фантазии и человеческих чувств.

В небольшом городке, изнывающем от засухи, появляется странный тип по имени Билл Старбак и заявляет, что может вызвать дождь. Засуху в природе драматург Нэш рифмует с засухой в жизни девушки Лиззи, которая перестала верить в счастье. И вот этот самый Билл Старбак взрывает сознание горожан — он их заставляет поверить в чудо, а Лизи заставляет приоткрыть иссохшую душу, чтобы впустить в неё «бабочек».

Их парная сцена — Лиззи и Билла, где он начинает с ней игру, впадает в детство, отчаянно фантазирует — сыграна великолепно. Хотя и не стала открытием. Именно по той причине, что подобные игры были в нове для последних лет застоя. Помню, в 1989 году у Бориса Мильграма — еще никому не известного режиссера был такой спектакль «Охота на крыс». Такие же диалоги мужчины и женщины, в ходе которых люди открывались друг другу, снимали с себя шелуху, доводя откровение до крайней точки. Откровение рифмовалось со свободой. Свободой человеческих чувств и свободой человеческого тела. На спектакль, гастролировавший в Питере в театре на Фонтанке, было не попасть.

Но... где 1989 год и где — 2009?

Как мне признались уже в Новосибирске, а именно здесь я пишу эту статью. — для Александра Зыкова до сих пор актуален тот период, когда многое запрещали, когда зажимали свободу режиссера, навязывая «обязательные» темы. А Зыков был часто главным в различных театрах и был обязан поставить и юбилейную пьесу, и партийную разнарядку удовлетворить. Любовь к Нэшу — скорее, оттуда.

Теперь, отбросив сомнения, скажу честно — очень понравился Павел Поляков — исполнитель главной роли. Без пафоса и ненужных ужимок актер принес на сцену какую-то свежесть чувств, в него невольно хотелось поверить, как безгранично веришь в то, что дождь в финале всё-таки пойдет. (Ну ведь воду-то уже заправили в сложную конструкцию над сценой!)

Но еще больше и мне, и актерам омской драмы, которым всё-таки удалось посмотреть первый спектакль коллег, прежде чем отбыть в Новосибирск, понравился Константин Телегин в роли Фила. Роль, что называется, «сделана мастерски». И видно, что актер — ну, просто умница!

И самое главное -в этом спектакле удалась настоящая, очень человеческая история. Чем она понравилась? Сопереживанием. Со-причестностью. Видимо, на это и делал ставку Зыков, не боясь стать обыкновенным. А на это тоже нужно иметь определенное мужество...

P.S.: А фраза для названия — это одна из реплик главного героя, который очень не хотел быть обыкновенным, с чего, собственно, всё и началось...

Елена Мамонтова,
www.omskzdes.ru

Яндекс.Метрика