Цветные танцы

Театр «Красный факел» закрыл сезон вовсе даже не комедией или драмой, как можно было ожидать, а практически полноценным танцевальным спектаклем. «Без слов» — подходящее название для постановки, где четыре пары разговаривают исключительно языком телодвижений.

Спектакль — закономерный результат сотворчества режиссера Тимофея Кулябина и хореографа Ирины Ляховской. То, что молодого режиссера тянет к пластике, было видно и в «Макбете», и в «Маскараде» — танцев там много. Уместны ли они там — другое дело. «Без слов» — это танцы от начала и до конца. Четыре пары, четыре цвета, четыре истории об отношениях мужчины и женщины — но рассказанные языком contemporary dance. В ролях — самый цвет труппы, Кавалеры— Константин Телегин, Евгений Терских, Павел Поляков и Константин Колесник. Дамы — Ирина Кривонос, Валерия Кручинина, Антонина Кузнецова, Дарья Емельянова. Все разные, все по-своему хороши.

Начинается с условного танцпола под транзистор — кавалеры приглашают дам, кто уверенно, кто смущенно, у кого вообще ничего не выходит — то пуговица не застегнута, то транзистор зашипит... Ну, думаешь в этот момент с тоской, ждет очередная вариация на темы бессловесного фильма «Бал» — все к тому идет. Ан нет, дальше начинается настоящий драмбалет, артистам приходится выделывать такие па, что диву даешься — поддержки, броски, вращения, падения, какие-то почти акробатические номера... Танцевальная ткань спектакля плотная, ритмически зрелище выстроено очень хорошо, внятные основные истории заплетены в массу деталей и движений.

Спектакль идет в малом зале, в абсолютно черном пространстве с минимумом аксессуаров. Четыре части, в каждой меняется цвет костюмов. Белый, желтый, красный, черный. Танцпол на расстоянии руки, ничего не спрячешь, не сфальшивишь, не схалтуришь. Самоотверженность танца подкупает и захватывает. Да, отмечаешь про себя, постановщики явно смотрели Пину Бауш, вытащили офисный стол из балета Ноймайера, учились у всех понемногу — ну и хорошо. Кулябин с Ляховской поставили современный танец в софт-варианте, более пригодном для широкой публики. Можно, конечно, упрекнуть их в том, что они озабочены зрелищностью и красотой, а не подлинностью чувства — даже если кавалеры ползают по полу, стирая рубашками следы женских босых ног, все равно это делают так, чтобы было красиво. Даже если женщин в «красной» части швыряют об стену и бьют лицом об стол, то все равно эстетично — «Кармен-сюита», чего там.. А попробуй покажи у нас Пину Бауш, так мало кто досидит до конца...

История про Кармен, впрочем, отчасти иронична — когда мачо Евгений Терских из положения лежа начинает палить из пистолета в неверную, а потом в соперников, которые со стоном валятся навзничь, удержаться от смеха невозможно. Юмор уместно уравновешивает пафос и страстный надрыв, да и вообще, эмоциональный диапазон вполне широк.

Отдельная статья — музыкальное оформление, в котором смешаны классика и эстрада всех времен на всех европейских языках. Музыка лишний раз договаривает для непонятливых: спектакль этот об отношениях мужчины и женщины вне каких-либо национальных примет. Хотя мне, допустим, как раз и не хватало каких-то более конкретных деталей, подробностей, мелочей, немного больше раскрывающих характеры персонажей, чуть большей внятности и последовательности в некоторых историях. «Без слов» наверняка станет хитом следующего сезона— ближайшие показы в конце сентября. Красивый, яркий, цветной, с красивыми, пластичными молодыми мужчинами и женщинами. Самый главный плюс — в нем нет фальшивой театральной интонации, которой часто грешат даже хорошие драматические спектакли «со словами». Это тот случай, когда лучше танцевать, чем говорить.

Сергей Самойленко,
«Континент Сибирь» № 26, июль 2010

Яндекс.Метрика