ОНЕГИН THE END

В зале еще не потушен свет, и вот начинает звучать знакомая увертюра Петра Ильича Чайковского из оперы «Евгений Онегин». На сцене действую молодые люди: отлажено расставляют на сцене реквизит (многочисленные стулья и другую мебель, которая еще совсем недавно была хаотично разбросана по сцене). Но вот сцена прибрана, свет в зале потушен и воцаряется тишина.

Мы видим Онегина, лежащего в постели и абсолютную тишину в зале разрушают стоны любви, затем Онегин одевается, принимает пищу — белое вино, черную икру — и отправляется на бал.

Бал представляет из себя изображение условного светского общества: одинаково одетые люди, скучно двигающиеся под страстную музыку танго. Но вот бал закончен, Онегин вновь отправляется в свою кровать.

Вся это схема существования молодого человека по имени Евгений Онегин будет показана нам еще дважды... И все это наскучило нашему герою, ему хочется не схемы существования, не обыденности, а живой жизни и вот он отправляется в деревню. Дядя, который как мы помним, был честных правил, из этой истории вырезан, как будто его и не было вовсе.

Однако деревня, которая могла подарить ему веселье, не приносит радость. Да и может ли она принести радость, если место существования героя, место действия спектакля — это некий вакуум, очищенный от всего лишнего? Все герои находятся в серой коробке, отдаленно напоминающей кинопавильон. Несмотря на то, что Онегин переезжает в деревню ни чего не меняется, конечно на сцене появляется сено, а у стола Онегина появляется шкура волка, но по сути, это все тот же серый кинопавильон, вакуум, где даже найденные пластинки звучат на один и тот же лад, звучат музыкой танго, символом петербургской жизни.

Серость кинопавильона, вакуума взрывает появление Ленского.

Ленский — молодой поэт, который появляется под зажигательную современную музыку в облаке мельной (а может быть и кокаиновой, кто их творческих личностей разберет) пыли. Главный атрибут Ленского — это кусок мела, знак поэтического дара. А первое знакомство Онегина и Ленского превращается в поэтическую игру подбора рифм, где мы можем увидеть, что Онегин не наделен поэтическим даром, в отличии от Ленского.

Не менее ярко представлена нам Ольга, настоящая современная красавица, появляющаяся на сцене по всем требованиям современной звезды или модели: развевающиеся на ветру волосы, толпа поклонников и фотокамер. В такую девушку практически невозможно не влюбиться...

Однако нашего Онегина она интересует лишь до ее появления на сцене, в тот момент, когда он видит ее на фотоснимках, которые демонстрирует ему Ленский. В доме Лариных же его больше увлекает Татьяна. Да-да, та самая Татьяна, которая «Как лань лесная боязлива...». И то ли от боязливости, то ли от инаковости она старается держаться подальше от этого общества, влюбленного в Ольгу, и, возможно, еще этим привлекает Евгения, привлекает так, что он даже решается покурить с ней, пока все другие заняты Ольгой.

И вот наступает одна из главных сцен спектакля — письмо Татьяны к Онегину. Написания письма, показано в спектакле как агония Татьяны, как сумасшествие. Татьяна буквально кидается на стены, как бесноватая, переворачивает мебель, а в конце переворачивает стол и ложиться внутрь его, как в хрустальный гроб. Татьяна подписывает себе приговор, понимает к чему приведет это письмо, но она уже не в силах справиться со своей агонией, имя которой любовь. И даже вода, которой она поливает в себя в самом конце сцены, не останавливает ее, она приносит Онегину свое длинное письмо в стихах.

Этим письмом Татьяна действительно убивает себя, она раскрывает все карты перед Онегиным и становится понятна ему, а значит и неинтересна. И буквально в следующей сцене, на именинах Татьяны, Онегин уже будет развлекаться с Ольгой, доводя Ленского до ярости.

Вот мы снова в доме Лариных. За столом собралось много гостей и все поздравляют Татьяну, поздравляют дурацкими стихами, которые, кажется, взяты из какой-то одной из миллиона книжек поздравлений. Поздравления разные, но смысл их один, все желают Татьяне любви! И вот на празднике появляется Онегин и практически сразу пускается в страстный танец с Ольгой. Танец заходит далеко, танцующие даже залазят на стол, только именно этот стол и станет потом камнем преткновения: когда танец будет закончен, Онегин так и оставит Ольгу на столе, а дальше делай что хочешь, милая Оля, хочешь стой на этом столе, хочешь прыгай с него и каблуки ломай... Вот такой он Онегин наших дней...

Во втором акте на сцене появляется еще одна яркая личность — Зарецкий. И если в первом акте мы могли видеть поп-певицу или модель, то Зарецкий — явно рок-звезда. Об этом нам говорит его внешний вид и его манера обращения с микрофоном.

Второй акт начинается с приготовлений к дуэли, в исходе которой виноват, конечно, Зарецкий. Это он, Зарецкий, подталкивает Ленского к дуэли, это он убеждает Онегина стрелять. А Онегин во время дуэли все делает нерешительно, как бы оттягивая ее исход. Боится? Да нет, скорее не хочет этого делать... Он же делает все, что бы развалить эту дуэль, даже в секунданты приглашает почти прохожего, своего слугу, оказавшегося, волей случая рядом... Но, вот уж выстрел прогремел, особо впечатлительные особы вскрикивают, а Ленский лежит убитым...

Смерть можно воспринимать по-разному. Кто-то еще долго будет переживать и пытаться оставить любой кусочек, любую мелочь связанную с человеком, а кто-то, как Зарецкий, попытается сразу перелистнуть страницу, пойти дальше. После убийства Ленского на сцене начинает звучать песня Мадонны Jump и под эту песню актеры во главе с Зарецким, начинают очищать стены от всех упоминаний о Ленском, и этому сопротивляется лишь Онегин.

И вот уже Татьяна в кабинете Онегина. Она подробно рассматривает все детали кабинета, листает его книги, натыкается на видео-дневник Онегина, который решает посмотреть. И вот в поэтический текст, который до этого момента звучал со сцены из уст героев и из уст закадрового рассказчика, врывается проза. И мы вновь понимаем, что Онегин другой, он не похож на романтичную, начитавшуюся романов Татьяну, на поэта Ленского, он другой, поэтому и говорит он иначе.

Этот видео-дневник видим и мы. Он смеется над Татьяной и ее романтическими порывами, Ленского называет местным поэтом, пишущим дрянь, а не стихи. Помимо этого в видео-дневнике мы видим и слышим рассуждения Онегина о жизни, о людях, о любви, о facebookе...

Все, мечты Татьяны разрушены, наконец, и она, как ей кажется, поняла Онегина. Поняла, что за его наружностью, пустота, вакуум...

Ну а теперь Татьяне остается лишь отправится в Москву...

В столице же все без изменений. Все те же балы, все та жа жизнь!

И вот уже Татьяна подобно Онегину в начале спектакля одевается, собирается на бал и так же как некогда сам Евгений отрешенно танцует на балу.

Онегин же в финале спектакля убивает свой образ, занимается самоуничтожением, развевает свой макет, символ строительным феном. И мы понимаем, что финал этой истории — смерть, смерть Онегина, которого так до конца никто и не понял, возможно, даже зрители, которые видели несколько больше чем Татьяна, смерть Татьяны, вступившей на дорогу Онегина.


Илья Губин, ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА "LOGOS" 21 сентября 2014