Дороже нет дешевой антрепризы

Для гастрольной деятельности наступили тяжкие времена. Публика заморожена и не особо рвётся посещать мероприятия такого формата, особенно когда цены на «заезжих знаменитостей» не соответствуют возможностям населения. Причина бедственного положения носит не культурный характер, и даже не финансовый. Это моральный вопрос: люди хотят посещать мероприятия, но им нужны доступные цены и высокий качественный уровень.

Самая низкая репутация, на мой взгляд, у антреприз. На сцене — две табуретки, три человека. При этом качество исполнения оставляет желать лучшего, а цены на билеты — поистине космические. Я ни в коем случае не хочу сказать, что антреприза — это плохо. Есть отличные постановки. Я неоднократно привозил в город спектакль «Трактирщица». В Санкт-Петербурге на него можно было попасть за 500 руб., а в Новосибирске цены на билет доходили до 5 тысяч руб. Соответственно, сибирский зритель платит огромные деньги за хороший, но репертуарный спектакль, потому что вынужден оплачивать логистику, проживание, питание артистов. Зачастую бывает другая история: на площадки города попадают плохие антрепризы — заезженные, безответственные по отношению к зрителю. Я знаю антрепризу, которую уже три года возят в наш город под разными названиями. В ней вообще ничто не меняется, кроме названия — это наглый сбор денег с населения.

Сама по себе антреприза — вещь нормальная. Она для того и придумывалась, чтобы быть чем-то легким, быстрым, мобильным и достаточно дешевым — не дороже 2000 руб. за билет, а в среднем 200 — 500 руб. На сегодняшний день классическая антреприза — это комедийный спектакль, в котором задействованы даже не театральные, а телевизионные актеры, то есть медийные лица. Итак, медийные лица собираются, быстро придумывают легкий спектакль, репетируют и презентуют в регионах. Дальше в идеале должно быть что-то новое, потому что антреприза — одноразовое явление. Когда одна и та же постановка с неизменным составом ездит по городам, не собирает залы, не собирает кассу, но продолжает навязываться публике и прокатчикам — это лукавство против зрителя.

Кроме всего прочего, антреприза как культурное явление — палка о двух концах. В основном спектакли с медийными лицами посещает молодежь, но и какой-то процент театральной публики в зале тоже присутствует. Если антреприза удачная, она прививает интерес к театру в целом у людей, которые пришли только из-за «звездного имени». Но есть у этой монеты и оборотная сторона: неудачная постанавка отбивает желание посещать театры навсегда.

Выход из этой неустойчивой ситуации нашел театр «Красный факел». Я рукоплещу директору «Красного факела» Александру Кулябину за его идею привлечения столичных, достойных звезд к участию в местных постановках театра.

Первой «ласточкой» был спектакль «Маскарад» с Александром Балуевым в главной роли. Сейчас на сцене «Красного факела» идет «Поминальная молитва», в которой задействован известный актер Семен Фурман.

Это действительно интересный опыт спектакля на базе труппы театра, но с приглашенной медийной звездой. Билеты продаются отлично, при этом цены на них поднялись несущественно. Если бы спектакль был полностью московским, не факт, что актеры второго плана играли бы лучше, чем местные. Мне кажется, что ноу-хау Александра Кулябина должно стать трендом и распространиться на остальные сферы гастрольной деятельности. Недавно я посетил пресс-конференцию, организованную министром культуры Натальей Ярославцевой. Представители новосибирской филармонии на этой конференции говорили, что их учреждению весьма тяжело дается гастрольная деятельность. Здесь и стоит воспользоваться изобретением «Красного факела». Зачем возить наш симфонический оркестр за тридевять земель в полном составе? Давайте посмотрим правде в глаза: наш оркестр — далеко не сверхъестественное явление. Достаточно будет, если наш город представит музыкант, но пусть это будет музыкант высочайшего уровня. И наоборот: если филармония приглашает в город Мишу Майского, то совсем необязательно везти вместе с ним его музыкантов. Миша Майский может играть с нашим оркестром, и такое мероприятие уже рискует стать уникальным явлением — да ещё и доступным по цене как зрителям, так и организаторам.

Здесь у читателя неминуемо встаёт вопрос какие мероприятия посещать? как отличить качественное событие от чеса и ширпотреба? Свой знак качества я могу поставить на гастрольных спектаклях, которые летом пройдут в «Красном факеле». Наш город посетят театры из ближайших городов, и, поверьте спектакли будут не хуже, а даже лучше московских. Еще не зацелованные публикой провинциальные актеры, талантливые режиссеры, неиспорченная деньгами и пафосом увлеченность своим делом — все это позволяет гастрольным спектаклям этого лета стать событием, обязательным к посещению. Лично я планирую посетить их все.


Виктор Захаренко, Журнал «Стиль» № 4 (81), 2011 11 мая 2011