Цветы для любимой актрисы

День рождения актрисы — единственной за Уралом народной артистки СССР — приходится на 1 января. В этом, как понимаете, есть свои минусы и свои плюсы. Как признавалась Анна Яковлевна в одном из своих интервью «ВН» — празднование часто приходилось сдвигать. Если ее спектакль назначался на Рождество, то домашнее торжество перемещалось на старый Новый год...

Судьбу Анны Покидченко во многом определила Вера Редлих. Именно она увидела моло-дую, талантливую, дерзкую акт-рису в гастрольном спектакле Оренбургского театра и пригласила в Новосибирск, в «Красный факел». «Сибирский МХАТ» в 50-е годы тогда гремел по всей стране, и получить приглашение сюда было большой честью.

— Бог послал мне эту встречу, — вспоминает актриса, — и счастливая звезда привела меня в этот театр...
Первой большой работой Покидченко с Редлих-режиссером был спектакль «Барабанщица», где она играла Нилу Снежко. О молодой актрисе тогда заговорил весь театральный Новосибирск, это был настоящий триумф.Первои большой рабогой По-кидченко с Редлих-режиссером был спектакль «Барабанщица», где она играла Нилу Снежко. О молодой актрисе тогда заговорил весь театральный Новосибирск, это был настоящий триумф.
— Помню, во время «танца на столе», когда Нила, отводя от себя подозрения немецкого разведчи-ка, вдруг видела глаза вошедшего Федора, у меня буквально сердце останавливалось, казалось, даль-ше уже я играть не смогу...
Сердце «останавливалось» у нее и на премьере, и на втором спектакле, и на двадцатом, и на сотом... Будь то романтичная Мод («Гарольд и Мод»), одарен-ная великим даром любви Мадлен («Мадлен и Моисей»), аристократка герцогиня де Вокрикурт («Последняя любовь Дон Жуана») или престарелая кокетка Графиня в «Пиковой даме»... За 50 лет на новосибирской сцене Анна Покидченко сыграла 105 ролей, почти все — главные. Драматурги писали для нее пьесы, режиссеры ставили «на нее» спектакли... Она менялась вместе с театром, чутко улавливала нерв и стиль сцены и при этом всегда оставалась верна себе...
Если представить все её роли кадрами киноленты — сначала чёрно-белой, потом — цветной, то получится бесконечный разножанровый фильм, чрезвычайно увлекательный фильм. Не менее увлекательны и те истории, которые сопровождали её спектакли и оставались не известны-ми широкому зрителю.
... В спектакле «Живой труп», где она играла Машу, ее партнером был приезжавший в Новоси-бирск знаменитый Николай Симонов.
— Какой это был Федя Протасов! Какой он вел со мной сво-им монологом внутренний диа-лог, рассматривая при этом каж-дую мою черточку! Я не знаю, как он это делал, но это была любовь!
Покидая Новосибирск, Симонов написал ей: «У вас дарование, Анна Яковлевна, берегите его»...
... Работа над спектаклем «Мадлен и Моисей» пришлась на самый тяжелый период ее жизни: не стало главного мужчины ее жизни — Семена Иоаниди,с которым они вместе прожили 40 лет.
— Театр тогда меня буквально спас, — вспоминает актриса, — погружение в работу дало возможность выйти из внутренней ситуации.

«Мадлен и Моисей» получился очень пронзительным и по-трясающим, и светлым. Такими были и многие другие спектакли в ее творческой судьбе.

... Но самая романтическая история, конечно, связана со спектаклем «Гарольд и Мод». Родственной душой её 80-летней героини на сцене оказывался столь же необычный и неординарный в проявлениях чувств 18-летний Гарольд... И после премьеры на все спектакли актрисы в течение 10 с лишним (!) лет ходил красивый, одухотворенный, интеллигентный юноша. «Настоящий Гарольд», — говорит актриса. Ждал ее после спектакля, провожал до до-ма. И все время был с розой...

Анна Яковлевна — Почётный житель Новосибирска, лауреат премии «Человек года», единственный житель нашего города, удостоенный титула «Национальное достояние России». Сегодня актриса занята в четырех спектаклях репертуара, в том числе в спектакле «Дорогая Памела» Дж. Патрика, где исполняет главную роль. Именно в этом спектакле выйдет она на боль-шую сцену театра «Красный факел» 19 января. Этот вечер будет полностью посвящен ей, после спектакля Анну Покидченко будут поздравлять все артисты «Красного факела» и представители других театров и творческих сообществ.

А в марте в репертуаре «Красного факела» появится спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина, где она сыграет Берту (когда-то в знаменитом «ленкомовском» спектакле Марка Захарова эту роль исполняла Татьяна Пельтцер).

Желаем замечательной актрисе хороших ролей, понимаю-щих режиссеров. благодарных зрителей и... «миллиона алых роз».


Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск» от 4 января 2011 г. 4 января 2011