Вей, ветерок!

Ян Райнис /
  • О спектакле

1951 год

Когда в 1951 году режиссер Энвер Бейбутов обратился к пьесе Яна Райниса, родившейся из тем и образов латышских народных песен, В. П. Редлих отмечала, что это поэтичное, веселое и грустное произведение, давало большой простор музыкальности и фантазии молодого режиссера. Старинный народный сказ о девочке-сиротинке и злой мачехе развит Райнисом в глубоко взволнованную драматическую песню о страданиях и духовной чистоте народа. Этот настрой и национальный колорит пьесы, очень точно найденный молодым темпераментным режиссером, был подхвачен и столь же ярко и точно реализован художником С. Белоголовым.

На этом фоне перед зрителем развертывалась трагическая история скромной и доброй девушки Барбы, сердце которой завоевал самоуверенный красавец Улдыс, но она, не желая вставать на пути уже сосватанной ему богатой невесты, бросалась в Даугаву. В своенравном парне, не знавшем ни в чем отказа, Барба пробудила сострадание, пробудила человека. Несмотря на трагический финал пьесы народная песня «Вей, ветерок!» была окрашена в оптимистические, жизнеутверждающие тона. И, как писал один из ленинградских критиков, увидевший спектакль на гастролях «Красного факела» в том же 1951 году, правильно сделал театр, подчеркивая не столько трагизм, сколько лиризм и чистоту чувств героев.

«Вей, ветерок!» был молодежным по актерскому составу спектаклем, наполненным энергией и обаянием всех исполнителей, но работа Евгения Матвеева — Улдыса, несомненно, выделялась в общем ансамбле. Страстный, полный сил и энергии, он вложил в эту роль всю силу своего дарования и темперамента, создав самый яркий образ в спектакле. Конечно, такой успех заставил обратить на актера серьезное внимание. Уже на ленинградских гастролях Матвеев, отработавший до этого в «Красном факеле» всего три сезона, но замеченный В. П. Редлих еще в армейской самодеятельности весной 45-го, получил приглашения сразу в несколько московских и ленинградских театров. Он выбрал Малый театр, но, помня совет Редлих, продолжил учиться, стал известным советским артистом, потом — кинорежиссером. И до конца своих дней народный артист СССР Евгений Матвеев вспоминал Веру Павловну, «Красный факел», Новосибирск как замечательный профессиональный старт, как время общения с настоящими театральными мастерами и время творческого поиска, роста и самоопределения.

Яндекс.Метрика