Мещане

Максим Горький /
  • О спектакле

1951 год

Горьковские спектакли многие годы занимали особое место в репертуаре театра. После «Зыковых», во второй половине 40-х ставится «Васса Железнова» и «Последние», но наибольший успех приносят «Мещане», сделанные режиссером Э. Бейбутовым в 1951 году. Сочетание реализма персонажей Горького с широкими публицистическими обобщениями, которые стремился сделать автор, удалось воплотить постановщику, придав спектаклю поистине горьковскую глубину и значительность.

Как и во многих других пьесах, автор сосредотачивает действие и весь конфликт пьесы в стенах одного дома, одной семьи, и в них отражает резкие противоречия времени. Его первая пьеса «Мещане» — не исключение. Старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу, Бессеменов дал детям образование, которого сам не имел. При этом Петра выгнали из университета, Татьяна работает учительницей, но мается, не имея ни мужа, ни компании. Отец попрекает, дети вяло отругиваются. Те, к кому их тянет, кажутся старшим совратителями, а сами младшие, может, и мечтают жить как-то иначе, да не знают, как, и не имеют для этого ни энергии, ни таланта.

Критики отмечали, что спектакль «Красного факела» был хорош твердой очерченностью характеров. Бессеменов Н. Северова психологически правдиво и эмоционально проходил путь от полной уверенности в правильно прожитой жизни до беспокойства и паники в финале оттого, что его дети, «семя» его, зачеркнули эту жизнь. Дети же, Петр — С. Галуза и Татьяна — Е. Агаронова, слонялись где-то около жизни, беспомощные, безвольные и эгоистичные. Типичность этих образов — интеллигентов из мещан, не нашедших себе места ни в рядах революционеров, ни среди их активных врагов, — большая победа театра, утверждали рецензенты. Но почему-то кажется, что не могли интеллигентные краснофакельцы ограничиться беспощадным классовым обличением своих героев, явно они представали в спектакле живыми, страдающими людьми.

А вот отдав роль Нила, положительного, но во многом ходульного персонажа, неотразимо обаятельному молодому Е. Матвееву режиссер Бейбутов нашел верный способ придать образу правдивость и вызвать доверие к декларациям типа: «хозяин тот, кто трудится». Как будто старший Бессеменов не надрывался всю свою жизнь. Сегодня все так понятно, но мы с вами в 1951-м году, когда и речи об этом не было; однако, театр — особая реальность, где то, что не скажешь, можно сыграть. И главным было не противостояние Нила, как «здорового начала пьесы» окружающим, а трагедия семьи Бессеменовых. Нестройный громкий звук рояля, о клавиши которого ударяется Татьяна после неудавшейся попытки покончить с собой, и падающий на колени, несгибаемый прежде Бессеменов. Этими трагическими нотами заканчивался спектакль. Поднимаясь до больших социальных обобщений, «Красный факел» оставался верен психологической правде жизни человеческой души. В этом была сила и жизнеспособность самого театра.

Яндекс.Метрика