Горе от ума

Александр Грибоедов /
  • О спектакле

1944 год

Конец сентября 1944-го, открытие юбилейного, двадцать пятого сезона, ознаменовано для краснофакельцев возвращением в родное театральное здание и премьерой великой русской комедии Грибоедова в постановке Павла Цетнеровича. После трагической смерти художественного руководителя театра С. Иловайского этот непосредственный ученик Мейерхольда становится творческим лидером нашего театра. Правда, период этот длится чуть более сезона, но работы Цетнеровича остались в истории «Красного факела».

На премьере «Горя от ума» в зале царила особая, приподнятая атмосфера, преданные новосибирские зрители, наконец, встречали любимый театр на его родной сцене. Как писал тогда известный критик И. Шнейдерман, достигнуто главное: «Горе от ума» смотрится как современная пьеса. Современная потому, что, гениально обрисовывая «прошедшего житья подлейшие черты», страстно разоблачая барство и холопство, невежество и сиятельное солдафонство, Грибоедов противопоставляет им идеалы гуманизма. Он соединил силу обличительного реализма с романтикой и дал блестящий образец политической комедии, которая за сто двадцать лет не утратила своей действенной силы«. Режиссер с ярко выраженной индивидуальностью, мастер острого сценического рисунка, Цетнерович проявил в спектакле и глубокий литературный такт, внимание к внутренним психологическим линиям пьесы и достиг полного единства содержания и формы спектакля.

Большинство ролей блестящей комедии нашли в «Красном факеле» достойных исполнителей. Человеком высокого интеллекта был Чацкий — Н. Михайлов, актер выразительно сыграл нарастание конфликта героя с обществом, одиночество, усталость, скорбь. Ум, колкость, лукавство и сила живого чувства покоряли в Софье Е. Агароновой. Точен в каждом жесте и слове, по-стариковски немного смешон был московский барин Фамусов в исполнении М. Кирикова. Запоминался в роли Молчалина молодой В. Лиотвейзен, живой и непосредственной сыграла Лизу В. Капустина. Великолепный ансамбль факельцев отличала и прекрасная сценическая речь, яркий, афористичный поэтический текст Грибоедова доставлял удовольствие и актерам, и зрителям.

Не меньшим успехом пользовалась и комедия Гольдони «Хозяйка гостиницы» с прелестной Агароновой в главной роли, эта премьера состоялась в незабываемое, счастливое время — 11 мая 45-го. Но уже в 46-м Цетнерович покидает Новосибирск.

Яндекс.Метрика