Зыковы

Максим Горький /
  • О спектакле

1943 год

К осени 43-го театр вернулся в Новосибирск (правда, еще не в свое здание), и вскоре показал зрителям родного города премьеру горьковских «Зыковых». Режиссер Вера Редлих утверждала этим верность театра русской классике с ее глубоким психологизмом и правдой характеров.

«Это горьковский спектакль по колориту, языку и деталям, потому горьковский, что в нем бережно воссоздается все течение жизни, верно и глубоко складываются человеческие отношения, а главным образом потому, что за этим встают горьковские обобщения, его философские споры и убеждения» — писала московский критик Л. Фрейдкина. И хотя действие пьесы не выходит за пределы семьи крупного лесопромышленника Антипы Зыкова, Горький дает столь широкое обобщение, что за стенами зыковского дома явно ощущаются социальные тектонические разломы, проходившие в предреволюционной России прямо по-живому, по человеческим судьбам и отношениям самых близких людей.

Конечно, понимание, а не вульгарное классовое осуждение двигало Редлих в ее представлении семьи Зыковых на сцене, при этом она сохраняла верность автору, то есть не снимала его острых оценок персонажей и внутренних противоречий характеров. Главным было — сделать их в спектакле живыми. И здесь вырастало то важнейшее, что и спустя полвека подчеркивала в воспоминаниях сама Вера Павловна, — ансамблевость, подробность разработки характера каждого персонажа и согласованность общего смысла, общей жизненной правды горьковских героев. Сегодня мы вновь можем увидеть их глазами Редлих.

Софья Клавдии Гончаровой с ее обаянием, умом, тонкой усмешкой над нелепостью российских обывателей и бьющей через край любовью к жизни, какой она могла бы быть. Антипа Николая Михайлова — натура широкая, мятущаяся, обреченная временем искать себе места в жизни и не находить. К актерским удачам относила Вера Павловна как работы молодых — Сергея Галузы в роли Михаила и Веры Капустиной — Павлы, так и яркий образ матери Павлы, созданный старейшей артисткой «Красного факела» Марией Халатовой с удивительно точной речевой характеристикой, просто «магией слова».

«Зыковы» долгие годы сохранялись в репертуаре «Красного факела», пользуясь неизменным зрительским признанием, с успехом они проходили и на столичных гастролях, принадлежа к числу несомненных удач театра.

Яндекс.Метрика