Сверчок на печи

Чарльз Диккенс /

    1920 год

    Заботясь о профессиональном развитии коллектива, Татищев в том же 20-м году приглашает на постановку верного мхатовца В. Тезавровского. Для «прививки системы Станиславского», как шутливо называли эту работу сами актеры, выбран «Сверчок на печи» Ч. Диккенса. Знаменитый спектакль Первой студии МХТ, вышедший к зрителю в 1914 году, в первые месяцы разразившейся войны, был хорошо известен Татищеву. И, очевидно, ему была нужна эта «нота» в общей мелодике рождающегося «Красного факела», нота тонкого, подробного раскрытия душевного мира ничем не примечательных людей.

    Правдивое воссоздание трогательной атмосферы рождественской истории, жизни героев Диккенса с ее нехитрыми радостями и печалями, давалось молодым артистам нелегко. А главное, непривычно, невероятно долгим казался им репетиционный период – почти полгода… Да за это время они могли бы не одну премьеру сыграть! Тем более что и премьера «Сверчка на печи» прошла по общему признанию очень скромно. Но этот спектакль ждала удивительная судьба, он продержался в репертуаре театра до 1928 года, когда многие другие названия и сезона не выдерживали, и это несмотря на бесконечные переезды, смены городов, отсутствие какого-либо житейского, а порой и творческого постоянства. Видимо, «прививка» прошла успешно, и слаженный, ансамблевый спектакль «Сверчок на печи» получил большой запас прочности и жизнестойкости. Говоря об актерском ансамбле, рецензенты тех лет все же выделяли в нем как самые яркие роли В. Татищева – Джона Пирибингля, А. Сап¬рыкину – Мэри и С. Тимохина – Калеба Пломмера.

    Вновь обращаясь к книге Л. Баландина, как к основному исследованию по истории первых десятилетий жизни «Красного факела», мы находим в ней газетный очерк о спектакле «Сверчок на печи», написанный молодым драматургом Николаем Погодиным в декабре 1922 года в Ростове-на-Дону: «Нужно ли говорить об исполнении, об отдельных моментах постановки, если на этот раз тебя заставили позабыть о том, что ты зритель, заставили слиться со сценой, будто перенесли из маленького рабочего клуба в Художественный театр». В старину сказали бы, что такое признание дорогого стоит…

    Яндекс.Метрика