Пиковая дама

Александр Пушкин / игра в 2-х действиях / Малый зал
  • О спектакле
  • Статьи в прессе

Возрастная категория: 12+
Продолжительность — 1:55
Премьера состоялась 28 сентября 2007

Постановщики:

Действующие лица и исполнители:

Остросюжетная повесть о тайне трех карт, способных сделать человека сказочно богатым невольно вовлекает зрителей в игру «мистика или реальность»? В невероятную историю о карточной комбинации неожиданно верит прагматик до мозга костей, расчетливый и бесстрастный Германн. Но в его план вмешивается то, что просчитать невозможно: человеческая жизнь. Традиционный, академический взгляд на материал соединился в спектакле с современным ритмом, свежестью режиссерского мышления, использованием новейших технических возможностей театра.

Самым важным для постановщиков было слово, пушкинский текст. Его стремились передать во всей полноте. В спектакле занята легендарная актриса Новосибирска — народная артистка СССР Анна Покидченко, удостоенная титула «Национальное достояние России». По признанию режиссера Тимофея Кулябина, пушкинская повесть была выбрана им для постановки, потому что в труппе «Красного факела» есть Графиня — Анна Яковлевна.

Режиссер Тимофей Кулябин:

— Спектакль о том, что есть некая нравственная грань, переступая которую, человек оказывается в зоне, где мистика и реальность так перемешаны, что можно сойти с ума. Это то, чего нет в нашей жизни: граница между тем, что можно, и тем, что нельзя, сегодня стерта. Поэтому в Пушкине для меня очень важна именно нравственная позиция. На мой взгляд, ключевым персонажем повести является Лиза. Именно она и есть та самая грань, которую переступает Германн.

Пресса о спектакле:

  • Молодой режиссёр Тимофей Кулябин обратился к «Пиковой даме» Пушкина, чтобы рассказать современникам, как живые люди становятся «картами» в игре судьбы и случая... В этом спектакле всё работает на целое: и лаконичная сценография Олега Головко — подвижные карточные столы, покрытые не зелёным, а дьявольски бордовым сукном, и музыка Андрея Попова, и пластика хореографа-постановщика Олега Глушкова, и свет, поставленный Виталием Чернухой. Но главное качество спектакля — тщательные актёрские работы. Александра Лаврова, «Российская газета» (Москва)
  • Как известно, нет универсальных рецептов и в постановке спектаклей. Тем более хочется поздравить с режиссёрским дебютом на краснофакельской сцене выпускника РАТИ Тимофея Кулябина: его «Пиковая дама» получилась стильной и озорной, скорее с избыточным режиссёрским приданым, чем бедной родственницей. А это женщине любого возраста всегда к лицу. Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь» (Новосибирск)
  • Невозможно каждый день ставить спектакли, равные «Пиковой даме». Такие вещи не могут одна за другой рождаться. Молодой режиссёр из Новосибирска поставил спектакль на уровне мудрого академизма. Такое впечатление, что эта герметичная постановка создавалась на луне. Будто не существует вокруг грязных подъездов, разбитых дорог, прорванных труб. Произошёл полный отрыв в сферу красоты и эстетики. И мне очень важно осмыслить культурный феномен, обрушившийся на нас в лице Тимофея Кулябина. Как можно в такие годы поставить ТАКОЙ спектакль? Наверное, неслучайно это произошло в «Красном факеле», где сильны традиции, связанные с постоянной переоценкой, ревизией актёрского самосознания. Александр Колесников, критик, кандидат искусствоведения (Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны», Самара)
  • Постановка получилась этакой «классикой для молодёжи»: есть в ней особое дыхание современности, которое сложно описать, но можно почувствовать. «Виноват» ли в этом возраст режиссёра или используемые им сценические средства, пожалуй, не так уж важно. Дарья Бехтенёва,«Культура СИ» (Новосибирск)

Награды:

  • «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая мужская роль» (Лаврентий Сорокин — Германн) на Первом Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2007).
  • «Лучший режиссерский дебют», «Лучшая сценография» и «Лучшая женская роль второго плана» (Анна Покидченко — Гарфиня Анна Федотовна) на XX театральном фестивалье-конкурсе Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России «Парадиз» (2007).
  • Творческая группа спектакля удостоена премии Губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского по итогам 2007 года «за традиционное прочтение и современное сценическое воплощение русской классики».
  • Спектакль-участник Дней российской культуры в Болгарии (в рамках Года России в Болгарии) и Международного фестиваля театрального искусства в Варне (2008).

Тройка. Семерка. Вуз

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Ирина Тимофеева,
«Ведомости»


Необъявленный фестиваль удался

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама»

Татьяна Шипилова,
«Советская Сибирь»


«Факел» и «Глобус»: в Новосибирске сыграли русскую классику

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Александра Лаврова,
«Российская газета»


«Так, в ненастные дни, занимались они делом»

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Кирилл Логинов,
«Время денег»


Пиковая драма

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Юлия Щеткова,
«Новая Сибирь» № 7 (749)


«Пиковая дама»: лаконично и молодёжно

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Дарья Бехтенёва,
Интернет-сайт «Культура СИ»


Игра судьбы и случая

Рецензия на премьеру спектакля «Пиковая дама».

Культура-Портал


Мир — игра, а люди — карты

«Пиковая дама» на Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара).

Наталья Эскина,
«Волжская коммуна» 4 мая 2007


«Волжские театральные сезоны»: итоги и впечатления

«Пиковая дама» на фестивале в Самаре.

Юрий Хмельницкий,
«Репортер» № 17, 4 мая 2007


«Пиковая дама» родилась на Луне

На Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара).

Яна Колесинская,
«Театральный проспект» № 1 (88-й сезон)

Яндекс.Метрика