Анна Яковлевна Покидченко

  • Об актёре
  • Статьи в прессе

Народная артистка СССР

Самая титулованная актриса российской провинции, поистине культовая актриса Новосибирска скончалась 2 марта 2014 года на 89-м году жизни. До самого конца невероятным усилием воли она сохраняла творческую форму и стремление выходить на сцену любимого театра: свой последний спектакль «Поминальная молитва» актриса сыграла в декабре 2013 года.

Есть люди, чьи имена неотделимы от Новосибирска, их творчество — составная часть духовной жизни города. Одно из таких имен — Анна Покидченко. Будущая актриса родилась 1 января 1926 г. в Ростове-на-Дону в театральной семье. Отец был актером драмати­ческого театра в Ростове-на-Дону, мать — бута­фором. Аня дебютировала на сцене уже в девять лет. В годы войны, находясь в эвакуации в Алма-Ате, начала заниматься в студии при театре и очень скоро выросла в профессиональную актрису. Затем были годы работы в Оренбургском театре драмы по руководством режиссера Юрия Йоффе, принесшие ей огромный успех и звание «заслуженной артистки РСФСР». А с 1958 года Анна Покидченко — на сцене академического театра «Красный факел». Она стала символом этого театра, а более 70 образов, созданных ею, — неотъемлемой частью истории театральной Сибири.

Разведчица Нила Снижко и Маша в «Трех сестрах», Мария Стюарт и Стряпуха... Веселая трактирщица Мирандолина и героини пьес Арбузова, перевернувшие сознание шестидесятников... Дворянка Любовь Раневская и купчиха Васса Железнова, Нора в пьесе Ибсена и Домна Пантелеевна в комедии Островского, вечно молодая Мод и хитроумная Долли в бродвейском мюзикле... Наконец, старая Графиня в «Пиковой даме» и чудаковатая Памела Кронки... Всего 105 ролей. И почти все — главные. Если же случалась неглавная, Покидченко просто брала и делала ее главной — силой мастерства, харизмы, безошибочного вкуса и чувства стиля. Ну, а если не главной, так уж несомненно лучшей.

В это сложно поверить, но и 60, и 50, и 40, и 30, и 20 лет назад ее имя одинаково собирало полные залы, а хрипловатый голос мгновенно заставлял эти залы затихать. Лучшие драматурги советской поры писали восторженные отзывы о ее работах и вдохновлялись ими. В классических и современных пьесах она царила многие десятилетия, не зная соперниц, и убедила несколько поколений зрителей, что у нее вообще нет возраста, и нет ничего неподвластного ее дарованию. Так же безбрежна была ее преданность театру и железная сила воли. (Покидченко никогда не позволяла зрителю заметить, как тяжело ей становится играть прежние роли, как возраст берет свое. И зрители верили: они требовали продолжения жизни любимых спектаклей: так, спектакль «Гарольд и Мод» публика не отпускала со сцены почти полтора десятка лет!)

«Эта прекрасная актриса выражает всю душу вашего народа», — написал о ней когда-то обозреватель польской газеты. Под этими словами готовы подписаться не только российские театральные критики, но и все без исключения актеры Новосибирска — они выросли и сформировались на спектаклях с участием Покидченко, воплотившей лучшие черты русской актерской школы.

В 1987 г. за заслуги в развитии театрального искусства А. Я. Покидченко была удостоена почетного звания «Народная артистка СССР».

В 1994 г. успешно прошел её бенефис на сцене МХТ в рамках программы Театра Наций «Национальное достояние России». Большой успех она имела на сцене Александринского театра на гастролях в С.-Петербурге в 1995 г. Решением Администрации города Новосибирска в 1995 году актрисе присвоено почётное звание «Человек года».

В июле 2001 г. за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства актриса награждена Орденом Дружбы. В 2004 году стала Почетным жителем Новосибирска.

В 2012 году Новосибирск отметил 70-летие творческой деятельности своей ярчайшей театральной звезды.

Актриса много лет являлась членом художественного совета театра, Председателем президиума премии имени В. П. Редлих Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит». В разные годы Анна Покидченко избиралась депутатом городского и областного совета депутатов, членом ЦК профсоюзов работников культуры, областного комитета защиты мира и других общественных организаций России.

Последней творческой работой актрисы стала небольшая роль Берты в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. В этой роли Анна Яковлевна вышла на сцену в последний раз — в декабре 2013 года.

  • Виктор Лаврентьев «Последняя легенда» / Тина (1958)
  • Максим Горький «Яков Богомолов» / Верочка (1958)
  • Афанасий Салынский «Барабанщица» / Нила Снежко (1959)
  • Галина Николаева «Битва в пути» / Тина Карамыш (1959)
  • Лев Толстой «Живой труп» / Маша (1959)
  • Николай Погодин «Третья патетическая» / Ирина (1959)
  • Алексей Арбузов «Иркутская история» / Валька (1960)
  • Анатолий Сафронов «Стряпуха» / Павлина (1960)
  • Антон Чехов «Три сестры» / Маша (1960)
  • Александр Штейн «Океан» / Аничка (1961)
  • Виктор Лаврентьев «Ради своих ближних» / Даша (1961)
  • Игнатий Дворецкий «Большое волнение» / Вера (1961)
  • Лопе де Вега «Собака на сене» / Диана (1962)
  • Анатолий Сафронов «Стряпуха замужем» / Павлина (1963)
  • Исидор Шток «Ленинградский проспект» / Маша (1963)
  • Самуил Алешин «Палата» / Ксения (1963)
  • Генрих Ибсен «Нора» / Нора (1964)
  • Максим Горький «Враги» / Надя (1964)
  • Александр Штейн «Между ливнями» / Тата Нерадова (1965)
  • Анатолий Иванов «Повитель» / Дуняша (1965)
  • Алексей Арбузов «Таня» / Таня (1966)
  • Марсель Паньоль «Топаз» / Сюзи (1966)
  • Яков Волчек «Судебная хроника» / Судья (1966)
  • Виктор Розов «Традиционный сбор» / Агния (1967)
  • Леонид Зорин «Варшавская мелодия» / Гелена (1967)
  • Михаил Булгаков «Бег» / Серафима (1968)
  • Констанин Симонов «Маленькая докторша» / Таня Овсянникова (1969)
  • Максим Горький «Варвары» / Лидия Богаевская (1969)
  • Ю. Чепурин «Мое сердце с тобой» / Фаина (1969)
  • Афанасий Салынский «Мария» / Мария Одинцова (1970)
  • Алексей Арбузов «Выбор» / Ляля (1971)
  • Иосиф Прут «Князь Мстислав Удалой» / Мария Павловна (1971)
  • Карло Гольдони «Трактирщица» / Мирандолина (1971)
  • Вера Панова «Поговорим о странностях любви» / Надежда Милованова (1972)
  • Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов «Сослуживцы» / Калугина (1972)
  • Николай Анкилов «Солдатская вдова» / Полина (1973)
  • Эдуард Володарский «Долги наши» / Тоня (1973)
  • Леонид Леонов «Золотая карета» / Щелканова (1974)
  • Алексей Арбузов «Старомодная комедия» / Лидия Васильевна (1975)
  • Тенесси Уильямс «Орфей спускается в ад» / Лейди (1975)
  • Роберт Болт «Да здравствует королева, виват!» / Мария Стюарт (1976)
  • Габриэля Запольская «Мораль пани Дульской» / Пани Дульская (1977)
  • Михаил Шатров «Большевики» / Коллонтай (1977)
  • Антон Чехов «Вишневый сад» / Раневская (1978)
  • Азат Абдуллин «Тринадцатый председатель» / Халида (1979)
  • Виктор Розов «Гнездо глухаря» / Наталья Гавриловна (1979)
  • Робер Тома «Восемь любящих женщин» / Габи (1979)
  • Борис Горбатов «Одна ночь» / Софья (1980)
  • Михаил Шатров «Синие кони на красной траве» / Клара Цеткин (1980)
  • Алексей Арбузов «Воспоминание» / Любовь Георгиевна (1981)
  • В. Черменёв «Родительское собрание» / Врач (1981)
  • Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол» / Пилар (1981)
  • Ив Жамиак «Человек, который платит» / Элеонора Дюрок (1982)
  • Максим Горький «Васса Железнова» / Васса Железнова (1983)
  • Самуил Алёшин «Восемнадцатый верблюд» / Агнесса Павловна (1983)
  • Джером Килти «Милый лжец» / Стела Патрик Кэмпбелл (1984)
  • Валерия Врублевская «Кафедра» / Панченко (1985)
  • И. Грекова, П. Лунгин «Вдовий пароход» / Ольга Ивановна (1985)
  • Алексей Арбузов «Виноватые» / Мария Васильевна (1986)
  • Виктор Розов «Кабанчик» / Мария Бонифатьевна (1986)
  • Юджин О`Нил «Долгое путешествие в ночь» / Мэри Тайрон (1988)
  • Людмила Петрушевская «Московский хор» / Лика (1989)
  • Питтер Шеффер «Летиция, или Игра воображения» / Мисс Шон (1991)
  • Колин Хиггинс, Жан-Клод Каррьер «Гарольд и Мод» / Мод (1992)
  • Торнтон Уайлдер «На коже наших зубов» / Мисс Антробус (1992)
  • Александр Островский «Таланты и поклонники» / Домна Пантелеевна (1994)
  • Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным» / Леди Брэкнелл (1996)
  • Торнтон Уайлдер «Хорошо проведенный день, или Привет, Долли!» / Долли Леви (1996)
  • Пьер-Оливье Скотто «Мадлен и Моисей» / Мадлен (1999)
  • Надежда Птушкина «Пока она умирала» / Софья Ивановна (2000)
  • Эрик-Эмманюэль Шмитт «Последняя любовь Дон Жуана» / Герцогиня Де Вобрикур (2002)
  • Джон Патрик «Дорогая Памела» / Памела Кронки (2004)
  • Александр Пушкин «Пиковая дама» / Графиня Анна Федотовна (2007)
  • Дина Рубина «Когда же пойдёт снег...» / Вера Павловна (2010)
  • «Сегодня к тебе прийти не могу» / (2010)

Анна Покидченко и миллион алых роз

Несколько легендарных историй из жизни актрисы.

Татьяна Коньякова,
«Вечерний Новосибирск»


Вы видели Анну Покидченко?

Спектакль «Дорогая Памела» на гастролях в Барнауле. Интервью с актрисой.

Елена Рябова,
«Алтайская правда»


Её амплуа — Королева сцены

Воспоминания об оренбургском периоде творчества Анны Яковлевны Покидченко.

Екатерина Шарапова,
«Оренбургская неделя»


Избранная любовью

Творческий портрет Анны Яковлевны Покидченко.

Александра Лаврова,
«Страстной бульвар», 10 № 5-85


Мечты сбываются

Завтра, 1 января, 85-летний юбилей отметит народная артистка СССР Анна Покидченко.

Ирина Ульянина,
«Новая Сибирь» № 51 (337) от 31 декабря 2010 г.


Цветы для любимой актрисы

Анне Покидченко — 85!

Татьяна Коньякова,
«Вечерний Новосибирск» от 4 января 2011 г.

Яндекс.Метрика