Анна
Яковлевна
Покидченко

Самая титулованная актриса российской провинции, поистине культовая актриса Новосибирска скончалась 2 марта 2014 года на 89-м году жизни. До самого конца невероятным усилием воли она сохраняла творческую форму и стремление выходить на сцену любимого театра: свой последний спектакль «Поминальная молитва» актриса сыграла в декабре 2013 года.

Есть люди, чьи имена неотделимы от Новосибирска, их творчество — составная часть духовной жизни города. Одно из таких имен — Анна Покидченко. Будущая актриса родилась 1 января 1926 г. в Ростове-на-Дону в театральной семье. Отец был актером драмати­ческого театра в Ростове-на-Дону, мать — бута­фором. Аня дебютировала на сцене уже в девять лет. В годы войны, находясь в эвакуации в Алма-Ате, начала заниматься в студии при театре и очень скоро выросла в профессиональную актрису. Затем были годы работы в Оренбургском театре драмы по руководством режиссера Юрия Йоффе, принесшие ей огромный успех и звание «заслуженной артистки РСФСР». А с 1958 года Анна Покидченко — на сцене академического театра «Красный факел». Она стала символом этого театра, а более 70 образов, созданных ею, — неотъемлемой частью истории театральной Сибири.

Разведчица Нила Снижко и Маша в «Трех сестрах», Мария Стюарт и Стряпуха... Веселая трактирщица Мирандолина и героини пьес Арбузова, перевернувшие сознание шестидесятников... Дворянка Любовь Раневская и купчиха Васса Железнова, Нора в пьесе Ибсена и Домна Пантелеевна в комедии Островского, вечно молодая Мод и хитроумная Долли в бродвейском мюзикле... Наконец, старая Графиня в «Пиковой даме» и чудаковатая Памела Кронки... Всего 105 ролей. И почти все — главные. Если же случалась неглавная, Покидченко просто брала и делала ее главной — силой мастерства, харизмы, безошибочного вкуса и чувства стиля. Ну, а если не главной, так уж несомненно лучшей.

В это сложно поверить, но и 60, и 50, и 40, и 30, и 20 лет назад ее имя одинаково собирало полные залы, а хрипловатый голос мгновенно заставлял эти залы затихать. Лучшие драматурги советской поры писали восторженные отзывы о ее работах и вдохновлялись ими. В классических и современных пьесах она царила многие десятилетия, не зная соперниц, и убедила несколько поколений зрителей, что у нее вообще нет возраста, и нет ничего неподвластного ее дарованию. Так же безбрежна была ее преданность театру и железная сила воли. (Покидченко никогда не позволяла зрителю заметить, как тяжело ей становится играть прежние роли, как возраст берет свое. И зрители верили: они требовали продолжения жизни любимых спектаклей: так, спектакль «Гарольд и Мод» публика не отпускала со сцены почти полтора десятка лет!)

«Эта прекрасная актриса выражает всю душу вашего народа», — написал о ней когда-то обозреватель польской газеты. Под этими словами готовы подписаться не только российские театральные критики, но и все без исключения актеры Новосибирска — они выросли и сформировались на спектаклях с участием Покидченко, воплотившей лучшие черты русской актерской школы.

В 1987 г. за заслуги в развитии театрального искусства А. Я. Покидченко была удостоена почетного звания «Народная артистка СССР».

В 1994 г. успешно прошел её бенефис на сцене МХТ в рамках программы Театра Наций «Национальное достояние России». Большой успех она имела на сцене Александринского театра на гастролях в С.-Петербурге в 1995 г. Решением Администрации города Новосибирска в 1995 году актрисе присвоено почётное звание «Человек года».

В июле 2001 г. за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства актриса награждена Орденом Дружбы. В 2004 году стала Почетным жителем Новосибирска.

В 2012 году Новосибирск отметил 70-летие творческой деятельности своей ярчайшей театральной звезды.

Актриса много лет являлась членом художественного совета театра, Председателем президиума премии имени В. П. Редлих Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит». В разные годы Анна Покидченко избиралась депутатом городского и областного совета депутатов, членом ЦК профсоюзов работников культуры, областного комитета защиты мира и других общественных организаций России.

Последней творческой работой актрисы стала небольшая роль Берты в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. В этой роли Анна Яковлевна вышла на сцену в последний раз — в декабре 2013 года.